+7 (347) 285 85 14
VK Instagramm Facebook

Новости

Марат Хуснуллин представил Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ

Марат Хуснуллин представил Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ

Во исполнение поручения Президента совместно с заинтересованными ведомствами и комиссией Государственного совета стратегия была доработана и сегодня выносится на утверждение. Её необходимо утвердить до 15 ноября. Отмечу, что это первый подобный стратегический документ в сфере строительства. Стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства, включая жилищное, транспортное, инфраструктурное и промышленное.

Задача стратегии – взаимно увязать планы по строительству, предусмотренные также иными стратегическими документами, обеспечив опережающее инфраструктурное развитие и создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности.

Стратегия предусматривает два сценария: базовый и рисковый.

В настоящее время имеется большое количество рисков, связанных с внешними ограничениями и иными факторами. Но нами будут приложены максимальные усилия для реализации именно базового сценария. И могу сказать, что, несмотря на все сложности, в этом году показатели, предусмотренные национальными проектами и указами Президента по вводу жилья и ремонту дорог, будут, безусловно, выполнены. Мы видим это по сегодняшней динамике.

Также хочу отметить, что вклад строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в ВВП страны вместе со смежными отраслями по итогам прошлого года составил 11%. Это 14,4 трлн рублей. В этой сфере занято 11 миллионов человек. Как Вы уже сказали, Михаил Владимирович, строительная отрасль взаимоувязана со многими другими отраслями экономики.

В состав стратегии входит семь основных направлений.

Первое направление – это новая градостроительная политика. Она направлена на сбалансированное инфраструктурное развитие и раскрытие потенциала регионов. Нам предстоит определить точки роста, обеспечить связанность территорий и выстроить единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику в регионах, предусмотрев гибкое управление как градостроительным развитием населённых пунктов, так и развитием в целом.

В сфере жилищного строительства стоит задача обеспечить доступность жилья не менее чем для двух третей граждан и для этого построить 1 млрд кв. м жилья к 2030 году. У нас пока получается эти планы реализовывать.

На сегодняшний день у нас ввод жилья – 79 млн кв. м, это на 27% больше к прошлому году. Общий ввод жилья и зданий нежилого назначения – это почти 116 млн кв. м, и это 18% к прошлому году.

В стратегии предусмотрены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктурой территорий под жилищное строительство, развитию механизмов комплексной застройке территорий и индивидуального жилищного строительства.

Хочу также отметить, что градпотенциал территорий (это возможность строить жильё) у нас тоже значительно прирос по сравнению с прошлым годом.

Особая роль отводится развитию рынка ипотеки, в том числе рынку программ с государственным участием. Сложившаяся непростая экономическая ситуация повлияла на рынок: зафиксировано снижение прироста ипотечного портфеля и количества полученных гражданами ипотечных кредитов. Тем не менее мы принимаем меры для донастройки и стабилизации рынка.

Одним из ключевых решений стало снижение летом ставки льготной ипотеки до 7%. При этом хочу отметить несколько цифр. Прирост ипотечного портфеля составляет 1,294 трлн рублей, и это на 672 млрд меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Выдано 896 тыс. кредитов – на 36% меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Объём выдачи – 3,2 трлн, что на 21% меньше, чем за девять месяцев 2021 года.

При этом хочу отметить, что благодаря мерам поддержки Правительства по новому строительству на новостройки выдано 295 тыс. кредитов, это всего лишь на 13% меньше, чем за девять месяцев 2021 года, а объём – 1,5 трлн, и это на 11% больше, чем за девять месяцев 2021 года.

Наибольшей популярностью пользуются субсидируемые государством программы, в первую очередь семейная ипотека. Именно она даёт сейчас существенный прирост по количеству выданных кредитов.

Могу сказать, что по сравнению с  2021 годом мы выдали на 57% больше кредитов, это почти 126 тыс. кредитов, а в деньгах – на 586 млрд, и это на 125% больше, чем за девять месяцев 2021 года.

Также мы предлагаем ввести адресные меры поддержки жилищного строительства в регионах, исходя из деления на региональные кластеры в зависимости от структуры спроса и предложения.

Инфраструктура для человека – это главный приоритет строительной отрасли. Жилищное строительство необходимо взаимно увязывать с обновлением городов, населённых пунктов в целом. Для этого запущена новая программа расселения аварийного и ветхого жилья, реализуется программа формирования комфортной городской среды, предусмотрено совершенствование подходов к капитальному ремонту жилых помещений.

В целях повышения качества услуг ЖКХ, обновления коммунальной инфраструктуры и снижения её аварийности по поручению Президента стратегией предусмотрена реализация комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. В бюджете на ближайшие три года эти деньги предусмотрены. В частности, мы планируем как выделять средства бюджета, так и привлекать частные инвестиции с учётом сбалансированной тарифной политики.

Для обеспечения высоких темпов строительства жилья и инфраструктуры в рамках мероприятий «Нового ритма строительства» планируется сократить не менее чем в два раза к 2030 году количество документов, сведений, материалов и согласований строительства, чтобы от выбора земельного участка до начала эксплуатации построенного объекта было не более 100 действий. Мы активно эту работу ведём и будем дальше продолжать.

Для повышения прозрачности отрасли предлагается создать единую цифровую среду, описывающую весь жизненный цикл объекта капитального строительства, а также удобные цифровые сервисы для граждан, бизнеса и государства. При Вашей личной поддержке IT-отрасли, Михаил Владимирович, нам фактически удалось полностью перейти на отечественное ПО в области строительства, и мы дальше эту работу продолжаем. Безусловно, это не будет влиять на замедление темпов. То есть мы фактически уже перестроились на отечественный программный продукт, спасибо Вам огромное.

Также у нас есть возможность повысить конкуренцию и профессионализм участников строительного рынка, обеспечить кадровое и научное обновление отрасли.

В целях реализации масштабных планов по строительству в стратегии предусмотрена взаимная увязка её мероприятий с развитием промышленности стройматериалов и технологий, в том числе формированием заказа на промышленную продукцию. Главная задача – обеспечить строительную отрасль необходимыми ресурсами, не допускать неконтролируемого роста их стоимости.

По поручению Президента будут разработаны меры по поддержке и развитию промышленности стройматериалов, направленные в первую очередь на обеспечение опережающего создания конкурентных технологий и товаров, совместно с Минпромом.

В целях увеличения объёмов строительства объектов современной инфраструктуры и обеспечения долгосрочной адресной программы подготовлена пятилетняя программа по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн до 2027 года. Её основными задачами являются, при наличии необходимого финансирования, увеличение объёма ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и сокращение количества незавершённых объектов.

Хочу отметить, что пятилетняя программа дорожного строительства у нас полностью утверждена в увязке со всеми региональными программами, дорожными фондами и внебюджетными источниками. Её суммарный объём – порядка 13 трлн на пять лет.

Для реализации программы строительства предлагается консолидировать по согласованию с курирующими вице-премьерами новые объекты на публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и объекты транспортной инфраструктуры – на заказчике Минтранса – «Ространсмодернизации».

Для того чтобы жители регионов получали новую и качественную инфраструктуру, продолжим реализацию инструментов инфраструктурного меню, что является новым продуктом в рамках социально-экономических инициатив Правительства. Наиболее востребованными из них оказались инфраструктурные бюджетные кредиты. Ими воспользовались уже 83 субъекта. Распределён 1 трлн рублей на более чем 900 объектов. Это очень востребованный инструмент. Регионы активно им пользуются. И надеемся, что мы и дальше будем с ним работать в ближайшие годы.

Общая стоимость реализации стратегии до 2030 года ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых – внебюджетные источники, при этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений.